Будущее Казахстана и Евразии

Выношу на суд читателей некоторые соображения об обустройстве нашей страны. Полагаю, что они относятся к евразийскому социальному пространству в целом.. Буду рад, если укажете на "узости моего мышления и желания". Оставляю за собой право не отвечать на огульную критику, приму с благодарностью конструктивные замечания.

1
Перед любой страной, обретшей де-юре независимость, возникают проблемы выбора системы организации и способа развития.
Наши правители говорят: не надо ничего придумывать; все, что нужно для нашего успешного развития, уже придуманы другими развитыми странами и народами, необходимо тщательно изучит и перенят их опыт. Они, наверное, не знают что есть эклектизм и эпигонизм (по простонародному - попугайство или обезьянничание), к чему они приводят. Им не ведомо, что, выбрав любой формы эпигонизм, народ ставит себя в унизительное положение, лишается своих исторических достижений, жизненного опыта и самобытности, деморализируется.
Народная мудрость гласит: каждый несет собственный крест. Если "отцы нации" правы, то быть может эпигонизм и есть "наш крест"?
2
Почему на территории Казахстана до сих пор естественным путем не воцарился демократический строй, подобный нынешнему западному? Почему он стал актуальным для нас только сейчас? Почему капитализм расцвел именно на западе, а на востоке социально-экономические отношения продолжают оставаться иными? Полагаю, что социальный строй на любом участке планеты определяется природными ресурсами (включая население) данной территории и общемировым уровнем развития производительных сил. Капитал стремится туда, где возможно получение максимальной прибыли. Противостоять его течению пока никакой народ и никакой батыр не были в силах. Расхожее утверждение, что предки наши сохранили огромные просторы "найзанын ушимен, билектин кушимен", - миф, выгодный некоторым слоям нашего общества. Территория нашей страны в прежние века не представляла интереса мировому сообществу из-за суровых природно-климатических условий и невостребованности богатств недр.
3
Путь, выбранный нашими правителями, ведет нас к существованию в качестве сырьевого придатка капиталистических стран и источника получения прибыли. Сегодняшняя мировая экономическая политика по отношению к Казахстану ведет наш народ к рабству и нищете, к двойному гнету со стороны мирового капитала и его местных прислужников, которые под видом служения государству и народу преследуют лишь личные выгоды. Одним словом зто называется колониализацией страны. Международный капитал не может обосноваться в Казахстане на долгие века. Мы привлекательны мировому капиталу пока: не требуем достойной оплаты труда, социальных гарантий, наивны и продажны.
4
Сколь экономически неисчерпаемы наши недра? От силы полвека. Что потом? Не ждет ли нас участь пушкинской старухи? Или еще хуже - пустые просторы, конец казахской нации?
5
Опыт кочевого хозяйствования предков отличался экологической чистотой и экономической выгодностью. Трансформация его в наш век привело к рождению вахтовой системы для освоения богатств недр территорий с суровыми природно-климатическими условиями. Мы же пытаемся переместить наши центры на север, неся огромные потери на борьбу с природой. Не лучше ли будет, если жить основному населению на юге нашей страны, а на севере содержат лишь вахтовые поселки? При этом улучшится образование, медицинское обслуживание населения, уменьшатся затраты на содержание самого себя, соответственно, возрастет численность нации и благосостояние народа, появятся новые производства (из-за эффекта плотности населения).
6
Человеческий мир с одной стороны идет к необъятному разнообразию, с другой - к синтезу, являющемуся плодом этого разветвления. Процесс необычайно ускорился в ХХ веке, что послужило основанием для характеристики нынешнего века как революционного в развитии человеческого рода.
Страны и народы, осознавшие данные особенности новейшей истории значительно продвинулись в своем развитии по сравнению с другими, которые не смогли увидеть "узость" (это выражение Дэн Сэо Пина относительно недавнего Китая) в собственной системе организации и мышления. В связи с этим на повестку дня стал вопрос о соответствии или приведения в соответствие индивидуального и общественного сознаний, общественных систем организаций жизнеобеспечения и жизнедеятельности с реалиями времени.
Интеллектуальные силы в нашей стране пока не устремлены на единство. Они еще не осознали насколько гибельна многополярность и многообразие при отсутствии синтезирующего начала, так и однообразие при отсутствии многоукладности и многообразия в системе общественных отношений. Нынче у нас царствует эклектизм и худшие формы эпигонизма и эгоизма, которые обрели крайне уродливые самоедские формы. Беспредельный раздел и передел нажитого народом состояния - вот и вся суть новейшей истории нашей страны. Народ мой еще не образован и не организован, у него нет силы и умения защитить себя от безмерно вороватой кучки новых казахов. Вместо многообразия форм и систем организации мы скорее идем к многоклановости, что является прямым естественным следствием родовых отношений, все еще сохранившихся в народе и могущих возродиться в виде мафии, если иные социальные институты цивилизации, призванные обеспечить свободу и защиту личности в государстве, не заработают.
Тут одними призывами к чувствам - не обойтись. Нужны совершенно новые социальные институты, которые основывались бы на историческом опыте нашего народа и известные либерально-демократические начала западной и восточной цивилизаций при сохранении некоторого единства под понятным всему сообществу девизом.
7
В качестве данного девиза предлагается:
"нигде в мире нет таких как мы и не может быть; мы способны построить общество, не менее привлекательное, чем где-либо".
Что сие есть для нашего народа?
Религия? Нет, ибо каждый из нас, согласно существующим традициям, волен в выборе религиозных убеждений. Единой религии построить невозможно.
Мы казахстанцы - люди Воли? В корне своем и исторически: скорее- да, чем нет. У нас не было рабовладельческого общества, у нас не было тюрем, сильной государственной централизации, культа одной личности. Казахская демократия всегда базировалась на народной поддержке заслуженных людей, разделении власти и капитала. Казахи вероятно ценили волю выше, чем рабство, иначе они устроились бы в иных местах, что не составляло большого труда.
Худшие годы казахи объединялись добровольно, уступая часть личной свободы ради сохранения от завоевателей своей воли. Можно утверждать, что на мудрости, основанной на понимании взаимообусловленности Воли и Ответственности, держалась степная жизнь. Не отсюда ли терпеливость, толерантность в натуре народа, склонность - к оказанию помощи бедствующим, враждебность- к скрягам. Мы казахстанцы - люди Мудрости? И это возможно.
Чтобы быть конкурентоспособной нацией в современном мире, наши действия должны базироваться на разработках (включая систему организации общества), которых в мире еще не было, но обязательно включали бы собственные исторические достижения.
8
Мне более импонирует возможность существования нашей страны по формуле: одна страна - много строя.
Честь открытия этой формулы принадлежит китайцам (Дэн Сяо Пин), которые предлагали произвести объединение социалистического Китая и капиталистического Тайваня по схеме: одна страна - два строя. Опыт успешного развития Японии и Швеции, после того как они стали капиталистическими снаружи и социалистическими снутри, позволяет полагать о положительных возможностях многостройной системы организации общества. В принципе все западные страны так же живут в условии перманентной многостройности или возможности смены того или иного строя демократическим способом.
9
Южный Восток издревле был населен густо. В основном здесь разум изначально был направлен на наладку отношений между людьми и группами. Из-за большого количества населения он поглощал пришлые группы без изменения собственного общественного строя и сложившейся культуры. Поэтому нормы, выработанные еще на заре человеческого разума, остались практически без изменения.
Запад - относительно молодая цивилизация, возникшая благодаря борьбе за выживание с природой и привлечение природных ресурсов для этих целей. Народы Запада вынуждены были разработать новые законы общежития, чем установлены на Востоке. Они придумали демократию, подчинились законам, освободились от изнуряющего выяснения межличностных взаимоотношений, что дало им возможность направить высвобожденные жизненные силы на совершенствование орудий труда. На Западе в силу этого развились более всего отношения природы и человека.
Казахстан из-за своих природно-климатических условий всегда был периферийной страной. Здесь до недавнего времени сохранился родово -племенной строй и кочевое скотоводство, самое выгодное в степи. Основные силы уходили на содержания самого себя, средств на содержание государственных структур не хватало. Количество людей в степи зависело от травостоя, от зимних холодов, летней жары. В периоды голода каждый раз степь устремлялась в южные края, скорее сокрушая ее, чем для обоснования там. В благоприятные годы люди уходили вновь в степь до следующего жута.
Как защита от Степи строились Римские и Китайские стены, создавались государственные структуры на Востоке и Западе. Степь работала как легкие человечества, мобилизуя на созидание страны и народы, но сама не преобразилась.
Трагедии, пережитые нашим народом в ХХ веке, связаны с социально-экономическими причинами, а не какой-либо личностью - как это принято говорить.
10
Развитие человечества и различных народов современному разуму представляется как некий путь. Но представляется, что линейно-плоскостной этап развития с образованием единой социосферы закончился в прошлом веке, что человечество переходит к объемному способу развития. Начало перехода обозначилось двумя мировыми войнами, если рассматривать эти войны как несоответствие общечеловеческого бытия и сознания.
Благополучное Будущее своего народа я связываю именно освоением объемного способа развития.
11
Объемное развитие - понятие еще не имеющее определенного, и даже начального, содержания. Ясно одно, что оно не отрицает известные пути развития человеческих сообществ, а вбирает их как частности в структурном единстве. По иному, объемное развитие есть развитие посредством синтеза прежних путей и через синтез культур, знаний.
12
Каждый человек сплав бесчисленных устремлений. Конкретная общественная ситуация в нем препарирует одну или несколько из них, оставляя нереализованными иные. Последние так или иначе проявляются, но зачастую в нелицеприятной форме. Так и человеческие общества впадают то в капитализм, то в коммунизм, то в национализм, то в теизм и другие формы "изм"-ов и платят за эту антиприродную узость огромные жертвы.
Сейчас у нас колониальный капитализм в его "дикой форме". За этот очередной "изм" наш народ платит и будет платить не менее, чем в прошедшем веке. Я этого не хочу и не думаю, чтобы этого желал своему народу кто-либо другой.
13
Когда мы перестанем верить в счастливое будущее (коммунистическое, капиталистическое, рай), когда освоим народную мудрость: "дорога в ад вымощена добрыми намерениями" и "нет худа без добра"?
14
Я желаю жить в государстве, где Человек равен Государству, а не ниже (как на Востоке) или выше (как на Западе). Я желаю, чтобы государство строило бы отношение со мною на равноправной основе.
Построение такого государства, где каждый человек волен выбрать систему организации и менять ее по своим текущим возможностям и при этом выполняя обязанности перед государством, задача сложная, но возможная.
15
Высокая степень свободы и максимальная безопасность Личности являются основами успешного развития человеческих сообществ. В Евразии они должны быть более высокими, чем на Западе и Востоке.
16
Казахстану для устойчивого развития более нужны новые идеи социального обустройства, нежели инвестиции в производство и "безвозмездная помощь" в капитализации.

E-mail:utkelbaev_turgai@mail.ru


Hosted by uCoz