Т.М. Уткельбаев
ПРИГЛАШЕНИЕ К СОТВОРЕНИЮ МИРА
г. Аркалык
1989-90 гг.
Вместо введения
Никому из смертных не удавалось видеть мир таким, как он есть, тем более изобразить его доступными ныне средствами. Бесчисленные наши творения о нем, в худшем случае являются карикатурами, в лучшем случае- мифами различной глубины, во главе которых стоят Боги, Постулаты, Субстанции, Аксиомы, Точки зрения и т.д., так называемые “Начала”.
“Начал” этих бесконечное множество, соответственно, различны представления о строении и развитии мира, о жизни, о человеке. Вся история человечества выглядит как жесточайшая борьба “Начал”, а история конкретного человека, как смена “Начал”, связанная с этим трагедия Духа.
Люди рождались, страдали, умирали.
Мы живем в эпоху кризиса “Начал”: жить, опираясь на каком-либо любом прежнем “Начале” не можем, а по-новому - не знаем как. Мы все более не ведаем, что творим, бессилие наше перед накопившимися фактами в мире, в стране, в семье, в собственной душе достигло угрожающих размеров.
Дух наш лишился опоры ..., но вместе с тем в разных странах совершенно самостоятельно, по личной воле, на свой страх и риск, многие исследователи начали поиск выхода из создавшегося кризиса. Знакомство с работами некоторых из них вселяет уверенность, что на вызов времени в скором будет найден достойный ответ.
Исследователи единодушны в том, что прорыв возможен, если удастся: синтезировать накопленные знания во всех областях человеческой деятельности за весь предыдущий период развития; деабсолютизировать Константы, Постулаты, Аксиомы, Гипотезы, Теоремы, Законы, Создателя; увязать между собой противоположности в их неразрывности и единстве; перестроить систему образования и т.д.
Синтез подразумевает Анализ, он способен интегрировать известные истоки, расширить их поле деятельности, способен улучшить взаимопонимание между людьми, и потому решить многие сложнейшие проблемы без конфликтов, активизировать деятельность, помогая достичь значительных высот в творчестве. Синтез удерживает Анализ от свойственный ему абсолютизации Конечного.
Язык Синтеза - язык Природы, а не языки людей, включая научные и религиозные. Услышать его можно, открывшись в минуты великого само забытья, вхождения в Мир, установления контакта с Вселенной, со своей сущностью, с космическим разумом ... (что суть одно и то же).
Ничего мистического в Синтезе нет, его методикой, методологией, приемами может овладеть любой, того желающий.
Синтез в основе своей оперирует иными понятиями, чем Анализ:
- Безначальное начало
- Бесконечность единицы, нуля
- Абсолютная относительность
- Равенство отличий
- Вездесущее Ничто
- Динамический Покой
- Единство противоположностей
В области Высшего Синтеза (Синтез, как и Анализ, имеет разные уровни) понятия Пространства и Времени исчезают, потому там бессильна Наука; там Добро и Зло находятся в неразрывном Единстве, там нет ни Начала, ни Конца, потому туда нет дороги и Религии; там царит Равенство, потому она недоступна Принуждению и Силе.
Эта книга - приглашение к совместной работе над сложнейшей социальной проблемой, к совместному поиску выхода к новым просторам осознания Реальности.
§1.
1.1. “Мы подходим к очень ответственному этапу - к коренному изменению нашего научного мировоззрения.
Это изменение по своим последствиям, вероятно, будет не меньшим, чем в свое время создание понятия Космоса, построенного на всемирном тяготении и на бесконечности времени и пространства, Космоса, проникнутого материей и энергией.
И оно, по-видимому, даст возможность преодолеть то противоречие, которое установилось между жизнью и научным творчеством, с одной стороны, и научно построенным Космосом, с другой ...” (стр. 148)
1.2. “Мы стоим на границе величайших изменений в познании мира, оставляющих далеко за собой эпоху создания новой науки в XVII в.
... Мы переживаем не кризис, волнующий слабые души, а величайший перелом научной мысли человечества, совершающийся лишь раз в тысячелетия, переживаем научные достижения, равным которым не видели долгие поколения наших предков. Может быть нечто подобное было в эпоху зарождения эллинской научной мысли за 600 лет до начала нашей эры”. (стр. 49-50)
1.3. “... мы подходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная научная мысль как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь. Это явилось неизбежным следствием - впервые на нашей планете - захвата все растущими человеческими обществами, как единого целого всей поверхности Земли. Этим путем ее геологическая поверхностная оболочка, область жизни - биосфера переходит в новое состояние - Ноосферу ....” ( В.И.Вернадский, ” Размышление натуралиста”, “Наука”. М.,1975).
§2
Наш век имеет множество определений. Все они имеют право на существование лишь с одной поправкой, заключающейся в том, что процессы, происходящие в мире, не сводимы ни к одному из них. Изучение всей истории обществ, наук и других сторон человеческой деятельности, реальной жизни приводит нас к одному общему утверждению: биосфера переживает невиданный доселе революционный этап развития в связи с образованием единой социосферы, способной дать большую свободу людям, нежели существовавшая около двадцати пяти - двадцать шести веков государственная система организации.
По степени сложности протекания, последствий данная революция несравнима ни с каким явлением природы, с которым людям приходилось иметь дело прежде. Частными проявлениями этой революции являются две всемирные войны и бесчисленное количество гражданских войн, агония государственного строя, проявленная в виде фашизма и геноцида, усиление социальных стрессов и болезней, уже унесших несколько сот миллионов человеческих жизней, и которые неизвестно, сколько еще унесут. Ориентировочная продолжительность революции оценивается в 150-200 лет, примерное начало отсчета - 1900 год.
Эта революция подготовлена всем ходом исторического развития людей и обществ и ни остановить ее, ни ускорить мы не в силах. Единственное, что мы можем сделать - это попытаться понять и предвидеть, если не хотим вымереть, как динозавры.
§3.
Двадцать пять веков официальная наука обеспечивала нужды того или иного государства в повышении его могущества над соседними государствами, являлась одним из главных инструментов упрочения власти и господства власть имущих. Основная государственная политика “разделяй и властвуй” глубоко въелась в ее натуру, определила аналитическую сущность. Далеко идущие обобщения ей государство не давало сделать, а если находились отдельные смельчаки, то его вся остальная аналитическая братия с помощью государства (или церкви) придавала анафеме и умерщвляла - ибо итог всякого обобщения - призыв к борьбе за свободу.
Другая наука, назовем ее народной, формировавшаяся за косой, плугом или скотом, в свете лучины, в общении с великой природой, получила со стороны официоза название пословиц, шаманства, знахарства, мифов, басен и т.д. Государство (или церковь) во все времена старалась умалить значение народной науки, а то и становилось на путь прямого и открытого запрещения. Тяжелым ударам и забвению подверглась народная наука в связи с преподаванием в средней и
высшей школах только официальной науки, через которые одностороннее образование получили практически все мои соотечественники.
Поистине, “дорога в ад вымощена добрыми намерениями”. Что в результате этой “грамотности” получилось, мы знаем теперь все. Увы, и автор этих строк до сегодняшнего времени “не ведал, что творил”, и, наверное, не мог ведать, находясь в позиции разума прошедшего времени.
§4.
В соответствии с поставленными нами задачами, мы не имеем возможности дать подробный анализ всей сложившейся ситуации, могущей быть выраженной - более двадцати пяти веков происходила дифференциация и разделение трудов. Одни виды труда становились в господствующее положение, а другие в рабские, причем уровень сегрегации трудов был выше, чем между феодалами и вассалами, - и это положение сохраняется по сей день.
Разделение людей, разделение трудов, разделение наук, разделение ... заборы, преграды, ... и жесткая борьба за сохранение позиции любой ценой между всеми и вся, начиная от семейных стычек - кончая всемирными войнами. ,Тут само собой разумеется, не до природы, не до человека. Величайшие из завоеваний природы - язык, слово и те превращены в орудия взаимоуничтожения.
Но всему этому наступает предел. Окружающая нас природная среда (да и мы сами) более не может выдержать нашу деятельность, основанную на эгоизме. Человечество поставлено перед альтернативой: гибели на прежних принципах существования или выживания на основе солидарности, доверия и взаимопомощи.
Я уверен, что человечество обязательно найдет в себе силы утверждения новой жизни.
§5.
Итак, все человечество всем своим ходом развития подошло к рубежу коренного изменения принципов жизни, что равносильно становлению нового человека и новой общности.
Не вдаваясь в подробности, которые, как говорили, наши великие предшественники будут красочными, чем мы можем себе представить, остановимся на кратких основополагающих чертах будущего:
- единая самоорганизующаяся социосфера, основой которой является открытая коммуна;
- кооперативная система организации;
- единство жизни, труда, наук, искусства и иной другой деятельности;
- равенство трудов, равенство людей;
- прямая устойчивая связь между жителями планеты;
- безотходная и безлюдная технология;
- овладение социальной энергией;
- резкое сокращение производства;
- переход на возобновляемые источники природной энергии;
- становление реального представления о себе, об окружающей природе на основе синтеза знаний и опыта всех прошлых эпох;
- владение каждым всего опыта и знаний, навыков, приемов, доступных человечеству;
- свобода выбора труда и его смены.
§6.
Переход к новому миру невозможно осуществить путем насилия одних групп над другими, диктатуры, митингово-лозунговой экспансии, применения силы власти, в какую бы форму она не была облечена. Он будет возможным лишь через обновление самого человека, его духа и сознания.
Человек будет вынужден овладеть реальным мышлением, позволяющим действительно оценить свои возможности, реальную ситуацию в обществе, уровень собственного знания об окружающем мире, о себе самом.
Настоящая работа - это своеобразный итог моего опыта, многолетних раздумий, сопоставлений, синтеза знаний и опыта человечества за долгие годы его существования. Надеюсь, что она окажет благотворное влияние вашему существу.
§7.
Мир - сотворение самого себя из себя самого.
Данная формулировка мира более совершенна, чем законы сохранения энергии, движения, массы, импульса, момента, валентности, энергии и т.д., каждый из которых являются началами той или иной научной дисциплины. Ближе всего к ней стоят формулировка закона сохранения массы, энергии, движения и материи, с той существенной разницей, что в предложенной формулировке масса движения, энергия и материя синтезированы, в то время как в существующих формулировках они находятся как самостоятельные единицы (например, движущаяся материя, движение - свойство материи и т.д.), т.е. частности или синонимы.
Данная формулировка снимает причинно-следственное представление о мире, ибо при таком подходе он сам себе причина и сам следствие; стирается грань между смертью и рождением, между новым и старым, между прошлым и настоящим, между формой и содержанием, между количеством и качеством, между явлением и сущностью, между целым и частью, между единичным и множественным, бесконечным и конечным, относительным и абсолютным и т.д. и т.п., так как каждая из сторон противоречий оказывается включенной в другую.
§8.
Сотворение себя из себя самого возможно при условии, если любая форма сотворения может переходить в любую другую форму.
Это утверждение не нуждается в доказательствах, так как современная практика изобилует многочисленными примерами его подтверждения. Оно было сформулировано еще в 1845 году Майером (Энгельс, Диалектика природы, стр. 193) в виде абсолютного закона природы: “любая форма движения способна и вынуждена при определенных для каждого случая условиях превращаться, прямо или косвенно, в любую другую форму движения”.
Можно лишь оттенить этот закон добавлением: любая форма движения не только “способна и вынуждена”, а обязана переходить из одной формы в другую.
Переход от одной формы творения в другой невозможен без посредника или переход от одной формы творения к другой невозможен без некоторой материальной субстанции, или далее обязательность перехода одной формы творения в другой исключает одностороннюю, абсолютную изотропность мирового пространства, прямолинейность движения.
§9.
Процесс перехода, превращения одной формы творения в другую я назвал бы гравитацией. Тем самым я утверждаю, что гравитация всеобщее свойство мира, независимо от его формы, а также то, что гравитационной энергии, как таковой, в природе не существует.
На примере Солнца и планет мы видим, что произведение радиуса орбиты и квадрата скорости обращения планет составляет постоянную величину, что, поэтому, чем ближе к Солнцу планета, тем она обращается с большей скоростью. Эта закономерность нарушается в пределах самого Солнца, которое имеет гораздо меньшее количество моментов движения. Подобная же картина наблюдается и для любого центрального тела и его спутников.
Объяснение этому мы видим в том, что в ходе образования Солнца большая ее часть кинетической энергии превращена в энергию системообразования и в тепло, которое безвозвратно потеряно. Таким образом, создан природный кинетический вакуум, удерживающий планеты от разлета.
Объяснить гравитацию при помощи аналитических методов невозможно, вот почему поиск ее, несмотря на огромные средства и времени, затраченные на обнаружение и измерение ее, не увенчался и не мог увенчаться успехом. Гравитация раскрывается при подходе к миру, как сотворению, т.е. взаимотворению.
Простейший пример гравитации - охлаждение смоченной ткани при испарении воды за счет тепла окружающей среды, которое известно каждому.
Мы привыкли жить за счет рукотворных источников энергии, в футляре конечности, поэтому перестали замечать взаимозависимость мира и его взаимообусловленность.
В этом понимании гравитация, которая есть переход некоторого пространства из одного состояния в другое, инерция становится понятием тождественным “гравитации” (т.е. гравитация и инерция синонимы).
§10.
Одно всеобщее утверждение, один абсолютный закон, одно всеобщее свойство, вытекающее одно из другого - таковой представляется вершина нынешнего мировоззрения об окружающем нас мире, в который включены и мы сами.
Бесчисленное количество лестниц познания ниже базируется на раздвоении единого на бесконечно противоречивые элементы, на сравнении и отношении их. Вот тут и появляются известные нам понятия как пространство, время, движение, масса, энергия, материя, дух, атом, планета, человек и т.д. и т.п. , а также и принципы строения, свойства, законы развития их, системы измерения, количественные характеристики, классификация и т.д.
Эти “лестницы” познания связаны между собой и имеют диалектические содержания, где разновидности выступают в многогранных соотношениях; от единства до борьбы, релятивности и тождества.
Дальше следует еще одна группа лестниц познания, где разности не соотносятся друг с другом и выступают каждая сама по себе. Тут уже действуют методы идеализации, антропоцентризма, монополизма и т.д., имеющие метафизическое содержание.
Между тремя группами знаний, вероятно, нет непроходимых барьеров. Они, вероятно, существовали, существуют, и будут существовать, хотя границы их все более расширяются. Самая наружная оболочка - метафизика, внутренняя - диалектика, а в самом центре (ядре) - абсолютный Закон природы- так можно обрисовать еще один образ знания в целом.
§11.
Человечество исчерпало возможности аналитического подхода к природе, к самому себе - наступила эра мощного синтеза, не отрицающего, как раньше мы думали, весь пройденный путь, а вбирающего в себя прошлый опыт человечества, как частности. Время это по существу может быть охарактеризовано как революционный прорыв в ноосферу (сферу разума) через социальный синтез.
Основополагающими принципами будущей общности как мне представляется, будут следующие:
1. равноправие и равноценность граждан;
2. равноправие и равноценность прошлого, настоящего, будущего;
3. равноценность общественно-полезных трудов;
4. равноценность и равноправие народов;
5. равноценность систем организации.
Построить такое общество, где члены общества относились бы с доверием друг к другу, с самого детства и до самой смерти имели бы возможность трудиться свободно и вдохновенно от биологических способностей организма и возраста, могли бы менять ритм и виды труда, вели бы здоровый образ жизни, владели бывсевозможными науками, имели бы постоянную возможность обретения новых знаний и творить, могли бы дать своему потомству наивысшее образование и
воспитание, владели бы несколькими языками, держали живую связь со всем миром и ближайшим окружением, берегли и множили бы культурные ценности, опыт и знание поколений, бережно бы относились к природе, видели бы за каждым человеком неповторимое звено общей вечной цепи развития, в каждом другом человеке видели бы свое дополнение и себя и т.д. - построить такое общество длительное время оставалось мечтой. И вот мы стоим у его порога.
§12.
Анафемистическая эра развития человечества под угрозой самоистребления уступает свои позиции новой ноозойской эре. Этот многогранный процесс зрим и ощутим уже сейчас, все более усиливается не по дням, а по часам, охватывая все новые и новые слои населения. В связи с этим перед каждым человеком стоит жизненная дилемма: продолжить жить на прежних принципах или принять свершаемое.
Основной принцип идеологии ноозоя - единство многообразия, который может быть трактован:
1. единство любого общества в нынешних условиях возможно в случае максимального раскрытия и удовлетворения различных интересов каждого;
2. любое общество живо лишь великим разнообразием его членов;
3. каждый член общества должен иметь возможность проявлять свою инициативу без экстремизма, принимать и не принимать инициативу также без экстремизма;
4. свобода объединения граждан по интересам при исключении захвата власти (путь уничтожения или децентрализации власти);
5. создание хозрасчетных центров самоорганизации, поддерживающих и умножающих многообразие;
“Если хочешь единства - развивай многообразие” - таков лейтмотив наших дней. Подчинение воли большинства воле меньшинств годится лишь при ведении войн, при нахождении сообщества во враждебном окружении.
§13.
В области знания сегодняшнего дня - синтез противоположностей, интегрирования различных научных начал, зачастую занимающих позиции соответственно особенностям прошлой эры, враждебные, взаимоисключающие друг друга. Нам необходимо в каждом конкретном научиться видеть бесконечность, в бесконечном - конечное; в симметрии - асимметрию, в асимметрии - симметрию; в смерти - жизнь, в жизни - смерть; в покое - движение, в движении -покой; в веществе - поле, в поле - вещество; в количестве - качество, в качестве - количество; в анизотропии - изотропию, в изотропии - анизотропию; в идеализме - матриализм, в материализме-идеализм и т.д.
Формула этого утверждения в кратком виде может сформулирована следующим образом: противоположности - суть сущности друг друга.
§14.
Исторически сложилось так, что мы, расчленив на части единое, породили, с одной стороны, массу научных дисциплин, а с другой, порвав пространственные связи, стимулировали разработку представлений о развитии объектов исследований только во времени. При этом внутренние изменения выбранного объекта внимания не обращали, он рассматривался как нечто неделимое единое.
Так появились на свет общие схемы развития человечества, изменения природы во времени, представления о всемирной социалистической революции, однотипности развития человеческих сообществ, о происхождении человека из обезьяны и т.д. В силу вышеназванных причин эти схемы не могли соответствовать реальности, ибо, прежде всего не учитывали пространственную взаимосвязь, т.е. космо географию процессов.
Двигаясь далее, давайте условимся еще раз о том, что ни один великий исследователь не виноват в нашем неведении и неверном (скорее не соответствующем нашему времени) понимании мира, никто из них не просил на них молиться, а, наоборот, предупреждали об опасности догматизирования их учения; не ошибки в их трудах следует нам искать, а понять, почему именно такая точка зрения довлела в то время, во время их творения.
Как не трудно отказаться от абсолютизирования всякого рода “измов”, но придется внести соответствующее нашему времени коррективы во все области знания, воспитания, обучения и иные принципы жизнеобеспечения. Вероятно, что все это будет, как и отмечал В. Вернадский, одолением взаимодействия реальных пространств, установления новой структуры организации, одоление гравитационного мышления.
§15.
Различение, аналитика, необходимо господствовавшие в прошлую эру, не были способны принять бесконечность конечного, его неисчерпаемость, а также применимость любого знания в том или ином модифицированном виде к любому объекту. Для них было бесспорным: свет - это свет, человек - это человек, планета есть планета и т.д., и что световой волново-частичный дуализм присущ лишь свету, что самопроизвольный ядерный распад не имеет аналогов, что человек не имеет социального поля, характеризующегося аналогичным же законом, что закон тяготения Ньютона, что броуновское движение характерно только для атомов ... Действительность оказывается гораздо сложнее. В известном срезе, человек, может рассматриваться как атом, мечущийся и меняющий свое положение в общественной жидкости; в ином, он предстает как волна-частица с той возможной разницей от света, что эти волны гораздо низкочастотны. Разве человек не подобен лазеру, когда все силы локализует мгновенно и достигает небывалых результатов действий; разве он не гравитирует и не совершает различные циклы подобно планетам; разве он не действует как машина, как механическая система… и т.д.
Когда А. Эйнштейна спросили: почему он не создает социальную теорию, посредством которого можно было бы установить мир, то он ответил, что социология - наука гораздо более сложная, чем физика. Вероятно, он был прав в том, что, не овладев всеми достижениями частных наук, нельзя построить социологическую науку, нельзя познать мир человеческий. Но на практике, к сожалению, мы видим весьма противное отношение т.н. гуманитариев (к примеру) к достижениям физики, химии, биологии, геологии и др. наук, а от правителей народа часто слышим, что ему науками заниматься некогда и ни к чему.
Вместо того, чтобы утверждать о волново-частичном дуализме света, вероятно, сегодня следует говорить о волново-частичном развитии природы, которое было, в силу биологических особенностей познающего субъекта, впервые установлено в области изучения светового проявления природы.
Сегодня, вероятно, следует говорить, что скорость света постоянна на коротком и не постоянна на длинном расстоянии, что свет стареет, как любая другая природная система.
Этих примеров и рассуждений, видимо, достаточно, чтобы принять тезис о бесконечности конечного, о применимости любых законов природы к любому объекту при помощи различных приемов переложения (копирование недопустимо!).
§16
Каждая система,- будь, то человек, общество, атом или планета- связана с окружением бесконечным количеством “нитей”, поэтому в различном срезе имеет различный лик. Будучи изолированной от окружения, она превращается в нуль, а будучи в окружении – в бесконечность.
Формулу - символ этого разнообразия можно выразит следующим образом:
0 = 1 = Ґ
Таким же свойством обладает и единичный факт. Оторванный от истории и географии любой факт может быть трактован в различном, угодном для исследователя, направлении, - вот почему в одном и том же факте люди видят различное содержание, вот почему каждая эпоха имеет свое толкование одного и того же факта.
Земля плоская, - твердили древние. Земля шарообразная, а не плоская, -говорят сегодня. Возможны и иные утверждения:Земля - эллипсоид вращения, Земля - система, обладающая пятерной симметрией, Земля - оболочечная, Земля - изостатична и т.д. В зависимости от выбранного круга задач Земля может рассматриваться и как плоская, например, в смысле гравиэквопотенциальности, фигура.
Время плоско-параллельного, линейного, монистического взгляда на мир прошло. Вместо него приходит образ многообразности реального мира, соответственно, понимание относительности, идеаличности конечного знания, позво
ляющие в каждом конечном видеть бесконечность, равность его с другим конечным, умерит наш эгоизм, амбиции.
§17.
То пространство, которое нам известно нам из учебников математики (геометрическое пространство) - изотропное во всех направлениях на бесконечное расстояние, ничего общего не имеет с реальным пространством:
ИЗОТРОПНО-АНИЗОТРОПНЫМ.
В качестве одного из примеров воспользуемся формулой И. Ньютона о всемирном тяготении:
F = g Ч m Ч M/R2
Если R № const, то F - различен, значит анизотропия.
Если R = const, то F - в любом направлении одинаков или изотропен. То есть радиальная анизотропия и тангенциальная изотропия находятся в неразрывном единстве.
Кстати, необходимо заметить, что гравитационная постоянная в формуле И. Ньютона выведена неверно, так как:
F = g1 Ч m Ч M/4p Ч R2;
где новая: g1 = 4p g.
Другой пример. Планеты или спутники движутся по орбитам:
m Ч V2 / R = g Ч m Ч M/R2 или RV2 = const, т.е. в пространстве равенства, изотропности кинетической и потенциальной энергий, в то же время в пространстве скорости и радиуса - анизотропно.
И так, орбитальность движения масс (веществ), радиальность энергораспространения отвечает анизотропно-изотропному пространству.
§18.
Исключим из формулы RV2 = const время для получения картины реального пространства в той и иной бесконечно короткий промежуток времени или во времени, равном математическому нулю. Для этого воспользуемся следующей формулой:
Vit / 2p Ч Rit = ai или Vi / 2 Ч Ri Чai = const.
Подставляя значение V из предыдущей формулы, выводим равенство:
R ЧЦR Чa = const или a = f ( C / Ц R3).
Построенная в полярных координатах эта формула дает спиральную структуру, параметры (рисунок) которой изменчивы во времени: левая, правая, а моментами превращающаяся, в радиальную линию.
Вероятно, что спиральность (рисунок галактик, расположение планет, левизна и кривизна кристаллов, левизна белковых структур и т.д.) насквозь пронизывает все природные образования, что она наряду с орбитальностью, радиальностью является одним из фундаментальных состояний реального пространства.
§19.
Мир, рассматриваемое нами как взаимо- и самотворение, безгранично упорядочен хаотично, в смысле разно упорядоченности, т.е. по бесконечно множеству каналов. В механике эта упорядоченность отражена Ньютоном формулой: действие равно противодействию, а остальных частных науках - через законы сохранения масс, валентности, материи, движения, энергии и т.д. Воплощения (реализация) их на вещественном срезе Вселенной именуется симметрией и предполагает, во-первых, что симметрия является еще одной фундаментальной чертой (свойством) материальных систем, во-вторых, развитие материальных систем идет по линии наименьшего преобразования одной формы сотворения в другую.
Иллюстрируем сказанное в нескольких примерах:
2Н2 + О2 = 2Н2О + Q.
В этой химической формуле массы водорода и кислорода, воды равны лишь относительно тех точностей, с которой имеет дело химик, но неравны на величину m = Q / C2 . Это может составить значительную величину в большом масштабе.
. Симметрия масс в малом масштабе переходит в асимметрию масс в большом масштабе, а в целом симметрия масс переходит в симметрию энергии. Величина перешедшей в энергию массы по сравнению с массой участвующих в реакции мала, потому мы говорим, что процесс происходит по линии наименьшего преобразования форм сотворения (в данном случае масса и энергия).
Спутники Солнца движутся по линии равенства кинетической и потенциальной энергии достаточно продолжительное время и нарушения этого баланса практически неощутимы для людей и современных приборов, хотя за это же время происходят величественные изменения в них самих.
Таких примеров можно привести множество.
§20.
Реальный мир симметрично-асимметричен, как изотопно-анизотропен. Сущность симметрии покоится в асимметрии и наоборот, поэтому наряду с видением симметрии реальных пространств, мы должны видеть и их асимметрию не только в плане относительности, релятивности, взаимопереходов, но и в плане порождения одной другой.
Так рост симметричных кристаллов предполагает асимметричный - от среды к кристаллу- приток все новых и новых химических веществ, симметрия континентов и океанов- асимметричный отток тепла от центра Земли в Космос, асимметрия магнита - симметрию его поля и т.д.
Наряду с линейной симметрией и симметрией форм (кристаллов, цветов, живых существ) необходимо различать симметрию движения и развития.
§21.
Сущность движения - есть покой, сущность покоя - движение. Эта формула аналогична утверждениям выше, поэтому особых доказательств не требует. Но в обыденном сознании стремление к покою отрицает движение, поэтому скажем несколько слов по этому поводу.
В реальном мире равновесие всех сил никогда не достигается, поэтому любая система совершает движение, посредством которого и выравнивается тот или иной действующий потенциал. Посредством всевозможных движений соблюдается равновесие, т.е. покой, который возможен лишь в движении.
Чтобы обрести душевное спокойствие, сохранить себя от стрессов нужно и важно уметь совершить многообразное действие, жить достаточно открыто по отношению к другим людям, в противном случае грозят стрессовые напряжения и, вызванные им душевно-телесные болезни.
Войдя в какое-либо новое сообщество, мы изменяем сложившиеся связи этого пространства, которое может нас принять или отторгнуть как чужеродный элемент. Выходя из какого-либо сообщества, мы также вносим изменения в его структуру.
Быть или не быть сильным связям с окружением зависит от обстоятельств. В данную эпоху сильные связи в виде лидерства во всем , незаменимости, диктатуры и т.д. уже неуместны, уместны скорее слабые многообразные связи, что возможно при равноправии членов сообщества и их равноценности.
§22.
Об относительном и абсолютном, как о других отмеченных выше противоположностях , мы можем констатировать, что они являются сущностями друг друга и в реальном мире неразрывно связаны между собой.
Абсолютной абсолютности, которой хотелось бы владеть каждому, не существует. Абсолютность всегда относительна, конкретна, множественна, т.е. абсолютность в одном аспекте не соответствует абсолютности в другом. Так, например, абсолютно прямая геометрическая линия не является прямой физически, химически и т.д. Мы здесь не говорим об известной всем недостижимости абсолютного ни одном аспекте, оставляющей простор бесконечному совершенствованию.
Всякий абсолют оживает в относительности, а оторванный от нее не представляет никакого интереса ни в науке, ни в реальной жизни. Таково время, посредством которого изучаются относительности самого различного содержания, таковы и координаты геометрического пространства, выступающие в роли знаменателя, условной шкалы. Споры о том абсолютно или относительно время лишены смысла, как лишено смысла противопоставление изотропности и аниза- тропности пространства. Лишена смысла постановка вопроса о самостоятельном существовании времени, ибо время лишь одна грань процессов, не могущая существовать вне остальных.
§23.
Пространство и время в реальном мире едины и неразделимы. К такому выводу приходили многие наши предшественники, в т.ч. В.И. Вернадский, глубоко проанализировавший проблемы времени и пространства в историческом плане и внесший существенно новые элементы в их понимание.
Пространство и время как противоположности, на которые распадается движение, развитие, являются сущностями друг друга. Реальные пространства являются содержанием времени, без них время - абсолютная абстракция, или простое число. Во времени отражены такие фундаментальные свойства пространств, как ритмичность и необратимость развития, в совокупности образующие полиспиральную цикличность, откуда легко выводимы законы сохранения движения, материи, массы и т.д., единства и борьбы противоположностей, отрицание отрицания и т.п.. Замечу, что необратимость развития эквивалентна неповторимости, вечности движения, что необратимость релятивна, т.е. более продолжительный ритм по отношению к менее продолжительному выступает как необратимость.
В структуре пространства запечатлено его развитие, поэтому мы можем поставить знак эквивалентности между цикличностью и симметричностью, между бренностью и граничностью, между вечностью и безграничностью, или между продолжительностью и протяженностью.
§24.
На роль знания в обществе существуют различные точки зрения. Наиболее ярко из них выражены две: знание наносит вред людям, знание приносит пользу. Примеров, подтверждающих взгляды как одной, так и другой стороны, бесчисленное множество.
“Я знаю, что я ничего не знаю”, - говорил Сократ.
“Все, что мы знаем - это маленькая частица того, что остается нам неизвестным”, - сказал Лаплас.
Так стоит ли упорствовать в поисках истины и познания мира, если вред и польза от них примерно одинаковы?
Если к знанию подойти только как источнику материального богатства, т.е. свести его к частности, то вреда от нее быть может быть больше, чем пользы. Но если рассматривать шире, в смысле охвата множественных сторон жизни вплоть до здоровья духа и долголетия, то знание естественно приносит пользу. Несмотря на то, что дистанция между знанием и незнанием не сокращается, а их соотношение практически не меняется (чем больше познаем, тем больше вопросов), круг осведомленности все же растет, из-за чего повышается и безопасность, и свобода.
Вот эта и есть, наверное, главная причина нашего интереса к знанию.
Уровень достоверного знания об окружающем мире и о себе самом определяет дух каждого. В этом смысле Дух, Идея правит миром. Крепким духом обладают лишь те, кто более близко отражают в себе реальную действительность. Заднемыслие, которое, к сожалению, широко развито в нашем обществе, не кра
сит нас и более всего говорит о серьезном отставании мышления, сознания от хода жизни; оно, если в скором времени мы не избавимся от него, не сулит улучшения будущей жизни общества.
§ 25.
Древние говорили: в капле моря отражается весь мир. Мы можем повторить это утверждение в несколько более приближенном к современности языке: каждая точка вселенной является ее частью и синтезирующей вершиной. При такой трактовке мир представляется как совокупность систем, обладающих одинаковыми свойствами, строением и законами развития. Необходимо заметить, что данное утверждение является «внепространственным и вневременным», как закон сохранения энергии, движения или вневременным и внепространственным.
В соответствии с основной формулой исследований конечность в «единстве» с бесконечностью может рассчитывать на достижение реальности; конечность же, не покоящаяся на бесконечности, или наоборот, т.е. абсолютизированная, столь же однобока, как таковая бесконечность.
Конечное знание может быть выражена в координатах времени и пространства, а бесконечное – в образах. Вот почему наряду с обыкновенным аналитическим знанием люди испытывают нужду в литературе, живописи, спорте, музыке; вот почему метафоры и юмор ценятся не меньше, чем аналитическое знание; вот почему любая формула в голове исследователя претворяется в виде образа; вот почему знания из одной аналитической области переложимы к другой.
В современное время мы стремимся одолеть разрыв конечного и бесконечного, формулы от образа, т.е. приблизиться к реальности. Я уверен, что от этого не проиграет аналитика, а «борьба физиков и лириков» закончится поднятием сознания на новую доселе невиданную ступень.
§26.
Каждая конкретная система представляет собой двуликий Янус: с одной стороны, она часть некоего ближайшего целого, с другой стороны, она есть целое по отношению к своим частям. В аналитической науке изучается ее частная сторона, поэтому количественные ограничения во времени и пространстве законы аналитики не имеют. Между тем ясно, что частность с другой частностью связана в рамках целого и изменения имеют природные ограничения.
Жизнь показала, что попытка решения глобальных проблем частным способом, приводит к губительным последствиям, и лишь там, где частности связаны с другими частностями в единстве, достигается расцвет.
В реальной практике большинство людей еще действуют по старым рецептам– отсюда и войны, кровопролития, преступления и т.д. Но есть надежда в одолении частного подхода. В экономике, по моему это удалось сделать В. Леонтьеву, к чьим услугам прибегали США, Япония и другие страны, за что ему вру-
чена Нобелевская премия. На педагогическом поприще (но только в области этики) балансирование интересов уже начала осуществляться в педагогике сотрудничества. В других науках и межнаучных областях, к сожалению, этого еще нет или оно еще находится в зачаточном состоянии, хотя многие понимают необходимость проведения в практику «метода баланса частностей».
Мы стоим в преддверии одоления метода баланса в практической жизни каждого, а это сфера разума, т.е. ноосфера.
§27.
Приступив к изучению любой проблемы мы обнаруживаем самые разнообразные подходы и точки зрения: убеждаемся в том, что в решениях проблем отражены этико-нравственные позиции исследователей.
Синтез опыта и знания человечества также веление времени, потребность нынешних поколений.
В этом аспекте наука смыкается с этикой, верой. Совершенно бесцельных исследований быть не может, однако преследование только частной цели приводит к лжепредставлениям.
Перед нами всегда стоит соблазн свести природу до нашего несовершенного разума. В иные периоды это закономерно происходит. Для поднятия до уровня природы требуется огромная работа духа, мучительный поиск, сомнения, борьба с самим собой.
Нам еще предстоит понять и принять, что войны прошедших эпох, истребление противников есть выражение невежества, опять же закономерного, что борьба между людьми ныне уступает борьбе с собственным невежеством. Перемещение центра тяжести борьбы в область психики уже ощущается сейчас через увеличение количества психических больных. Единственным методом лечения здесь становится реальное знание о себе и окружающем мире.
Мы идем к новому миру, к миру равноценных личностей, к новому человеку, к жизни, синтезирующей в себя творчество, труд, веру, знание, науки, мораль и т. д.
Поможем друг другу во имя самих себя.